Как оказать психологическую помощь близкому человеку?
Часто мы реагируем на жалобы близких фразами: «Это ерунда, вот у меня тогда было», «Соберись!», «Ну, ты сам, конечно, хорош». С точки зрения психологии это неправильно. Даже если вы говорите это из лучших побуждений, человек воспринимает это как обесценивание его переживаний, подавление и «добивание». Как же тогда правильно поддерживать? Разберем общие правила безопасности и практические пошаговые рекомендации для оказания психологической помощи.
Оказывая первую психологическую помощь самостоятельно, помните о нескольких правилах безопасности:
1) Не теряйте самообладание, если человек в стрессе выражает негативные эмоции (горе, печаль, страх, ярость и пр.). Его чувства и поступки — нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
2) Вы имеете право не помогать, если вам страшно или неприятно общаться с человеком, если чувствуете, что у вас нет ресурса.
3) Следуйте принципу «Не навреди». Если вы не уверены в своих действиях, воздержитесь от необдуманных поступков. Оказывайте психологическую помощь правильно. Например, уважайте чужие границы, уточните у человека, чего бы он хотел сам, можете ли вы подойти ближе и его обнять.
Эмоциональная поддержка. Ваша задача — помочь человеку выговориться и успокоиться. Для этого важно быть рядом с ним, принимать любые его чувства и слова, не возражать и не обесценивать переживания. Пока не предлагайте решение проблемы и другую помощь, а просто выслушайте человека.
Интеллектуальная поддержка. Ваша задача — помочь найти выход из ситуации. Когда накал эмоций снизился, можно предложить поискать решение проблемы. Помогите человеку увидеть доступные ему возможности, предложите реальную помощь. Здесь важно меньше опираться на эмоции и больше — на конкретные факты.
Поддержка действиями. Ваша задача — помочь здесь и сейчас. Дать совет или что-то сделать для человека, чтобы ему стало лучше. Часто этот вид помощи пересекается с методами для интеллектуальной поддержки. Например: вы находите контакт человека, который может помочь в решении проблемы, и связываетесь с ним. Или думаете, в какую социальную службу можно обратиться, и идете туда.
При оказании эмоциональной и другой поддержки важно быть уверенным в себе и в том, что вы делаете или говорите. Эти виды поддержки можно использовать поочередно, вместе или по отдельности. Ориентируйтесь по ситуации или спросите пострадавшего: «Чем я могу тебе помочь? Ты хочешь, чтобы я тебя выслушал и поддержал? Или тебе сейчас нужна опора, конкретная помощь?».